Любой метод психологической помощи, консультирование, тренинги, медитации, ретриты и т.п. практики, к которым обращаются люди в трудные минуты жизни, весьма успешно решают некоторые локальные проблемы человека, но при этом, тем не менее, его самоощущение себя остаётся прежним. При этом человек говорит: "Я изменился, Я стал лучше, моя самооценка стала выше и т.п." - , но, к сожалению, раз за разом, почему-то вновь случаются похожие ситуации. А всё это происходит потому, что по-прежнему в человеке проглядывается та же самая неуёмная сущность по имени Я!
Людям трудно признать, свою эгоистичную или иначе, эгоцентричную природу, которая проявляется в том, что в их жизни всё происходит ради себя (Я), для этого Я, и что крайне важно при его непосредственном участии. И это пристрастие себе, как ничто другое лишает нас свободы в этом безудержном круговороте деления мира на моё и не моё, нравится, не нравится, правильно и не правильно, это должно быть так, а это не так, я хочу стать таким или сяким, подчиняясь при этом созданному им при подсказке общества представлению и образу самого себя, которому нужно соответствовать всеми правдами и неправдами, потому что эти условия становятся самоцелью обусловленного Я и порождают в нас чудовищной силы зависимость.
Основываясь на этой привязанности, наше Я, безостановочно продолжает оставаться главным аргументом в структурировании и организации опыта человека, где основными ориентирами являются условия и основания, ложащиеся в основу Я и создающие это самое Я глазах самого человека и обязательно в глазах других людей, имеющих ожидания по поводу этого вашего Я, жёстко привязывая его к социальным позициям и ролям, требуя при этом постоянства вашего Я в мышлении и поведении. Помните такое: "Я не ожидал от тебя такого" или "Он не должен был так поступать..." Люди словно говорят: "Никогда не забывайте, что вы субъект договора и ответственности", вот смысл слов с которыми люди обращаются к вам, когда они замечают изменения в вас.
А это означает, что до тех пор, пока существует это феноменально устойчивое самоощущение себя и своего Я в бесчисленном количестве контекстов для себя и других, как некоей постоянной сущности - не ждите освобождения и полной эмоциональной свободы - их никогда не будет!
Более того, вы всегда находитесь в бесконечном процессе расширения этого Я, через отождествление с всем считаемым вами "моим". Это движение всецело захватывает внимание вашего Я, делая устремления и желание обладания всем доступным вам центральным в росте и развитии вашего Я, на другой стороне которого всё-таки находится безопасность. Ведь чем выше ваш социальный статус, тем в большей безопасности находитесь вы, так вам кажется, так нас учат с первых дней, когда мы осознаем в себе нечто, что начинаем называть Я.
Это страшная правда и действительность для большинства людей на Земле, в конечно итоге приводящая к бесконечным конфликтам, т.к. всегда находится кто-то, кто "покушается" на это "моё", а поскольку мы слиты и отождествлены с тем за счёт чего расширяли свое Я и достигали безопасности, то значит покушение осуществляется на само Я. Что и приводит к появлению животного страха потерять то, что ты по ошибке считаешь своим или даже собой. Подойдите к дорогой машине, пните её по колесу, по сути не причинив физического вреда автомобилю, и вы узнаете всю силу отождествления с людей с вещами, которые ими не являются, но ощущаются ими как продолжение Я, я не завидую вам, и даже сочувствую, т.к. повреждения вашему телу, значительно превзойдут вред резиновому колесу.
И любая ситуация отождествления себя с чем-то во вне или идеей, ещё более усугублена тем, что любое "моё", как правило бывает частью какого-то "Мы"(традиция, государство, религия и т.п.), которое выполняет функцию регулятора на поле, которого людям разрешено обладание чем-то в том или ином объёме. И вот здесь мы встречаемся ещё и с тем, что есть нечто большее, чем просто Я, что разрешает обладать этим "моим" и защищает его, опираясь на бесчисленные правила и законы - это наш социум. И тогда любое Я, находясь в социуме в обмен на это разрешение, с обязательной необходимостью должно становиться частью этого "Мы", а в противном случае, ты будешь никем и ничем среди "Нас", что для каждого человека самая страшная участь - оказаться на задворках своей социальной группы. Не секрет, что именно социальное чувство в большей степени делает человека человеком, оно рождает его как социальную личность, но с одним условием, что индивидуум должен следовать правилу постоянства своего Я и быть готовым стать субъектом ответственности перед этим "Мы", если надумает пойти против. Все это напрочь отбрасывает в Я любые мысли о возможности быть свободным от "Мы", т.к. страх и наказание с древних времён остаются главными регуляторами баланса общества.
И никто, ни о чем в этой связи не договаривался, просто очевидно, что постоянство и непрерывность каждого Я, свойство нашего сознания, которое надёжно сохраняет постоянство и непрерывность нашего Я, что и оказывается вполне естественно используемым по умолчанию в любом обществе Земли. А если иногда в какой-то части, чьё-то сознание, идёт на "бунт" и пересматривает некоторые точки отсчёта, привычки, убеждения, выводы и т.д., то делает это с оглядкой на собственную безопасность при этом, выходя за установленные границы предоставляемой обществом свободы, так, чтобы успеть примкнуть к другому обществу, где именно для его Я, оказывается больше свободы, но суть не меняется. Мы свободны ровно настолько, насколько нам позволяет то или иное общество.
Сознание же в свою очередь, стоя на страже постоянства нашего Я, воспринимается нами как нечто объективное. И каждый человек живёт с этим ощущением, полагая, что организует вокруг себя единственно правильное представление о мире, в границах актуальных общественных представлений. Но субъективно для человека, это даже не единственно правильное представление о мире, а вообще единственное, что и культивирует в нас привычный эгоцентризм, буквально делая его в главными вратами сортировки в ходе всего происходящего с человеком в деле расширения своего Я и обеспечения себя благами и безопасностью!
Всё поэтому естественно и непринуждённо оценивается и классифицируется через себя и ради себя, для реализации какой-то идеи становления кем-то значимым в своих глазах и глазах окружения, со всеми вытекающими из этого бонусами.
Сознание при этом тем не менее оказывается не более, чем пленником восприятия, которое в свою очередь всецело управляется мотивацией человека, в основе которой как раз и лежат условия и основания создающие наше Я по нашему мнению. И объективно, вся иерархия мотивов и смыслов, определяющая наше Я становятся тем, что определяет наше внимание, виды, направления и способы деятельности, которые становятся для человека самым важным и значимым в его жизни.
Таким образом, всё в мире людей познаётся и ощущается посредством всего инструментария сознания и осознанным им содержанием событий. Но, к сожалению все это осознается через отношение познаваемого объекта к самому себе. И осмысляется исходя из природных смыслов, отвечающих на вопрос, полезно или вредно, опасно или не опасно, социальных смыслов правильно не правильно, моё или не моё, и лишь иногда из культурных смыслов, опирающихся на абсолютные культурные нормы, но это весьма редко встречающееся явление в нашем мире.
И поэтому, для человека существуют только Я и Мир со всем его содержимым - а это уже главная формула оппозиции, в которой живёт каждый человек, находясь в пределах своей природной индивидуальности и социальной, и эта оппозиция для этих уровней сознания полна серьёзности и конфликта. Причём эти конфликты происходят даже с близкими людьми, ради которых, как нам кажется мы и живём, при этом редко заглядывая за основания добра, любви, чести. правды и т.д., и вовсе не потому что страшно увидеть свою животную природу, а просто потому что мы и действуем из неё чаще, чем из абсолютных человеческих норм.
Но тем не менее, эти нормы проникают в качестве содержания в наши эталоны себя, как отца или матери, любимого или любимой, гражданина или гражданки, доброго или злого и т.п., что и становится шкалой измерения качеств своего Я, соответствия или не соответствия этому представлению себя как центрального аргумента в пунктуации опыта. Но мы всё тянемся и тянемся к тому, что кажется нам идеалом, но не понимаем, что же на самом деле стоит за каждым из абстрактных понятий, которые определяются нами как общечеловеческие ценности, которые как мы видим в любом конфликте играют второстепенную роль. А ведь так хочется продолжать думать о себе как милом и хорошем человеке
А пока всё это происходит, конфликт внутренний и внешний непременно возникает и будет возникать, потому что обязательно есть условия, при которых люди готовы чувствовать себя любящими, успешными, добрыми, счастливыми в своей жизни. А если уж случается так, что условия не выполняются, то люди чувствуют себя несчастными, и тогда конечно же проблема видится во внешнем мире (людях, обстоятельствах, провидении, судьбе и т.п), то есть любая проблема кажется внешней по источнику, но точно не в нашем Я и не нас самих. И это означает, что Я зависимо, оно обусловлено и не может быть свободным и счастливым, коли человек пребывает в обычном, свойственном для большинства людей бытии!
Платон, по этому поводу как-то сказал: "Никто не может быть счастлив до тех пор, пока жив...", и он опирался на идею оппозиции и природе счастья как внешнего по источнику, от которой нет ни единого шанса уйти просто живущему обычной жизнью человеку! И он не ошибался, он просто знал, что возможность стать кому-то свободным от своего Я, никогда случится, до тех пор, пока человек не осознает, ничтожность внешних условий для обретения счастья, любви, доброты и т.д.. Но вот когда у человека появится понимание возможности существования безусловной любви, доброты, чести, счастья и т.д. тогда Платоновская формула тут же навсегда канет в небытие! Потому что, значимость Я, как потребителя и пользователя этих величайших проявлений человечности, так же будет представляться ничтожной, если не смешной.
Вот о какой свободе хочу я говорить с вами, вот к какой свободе я хочу сподвигнуть каждого желающего пробуждения и освобождения, вот о каком счастье, которое не зависит ни от каких условий и причин я говорю вам. И всё это может оказаться возможным, тот час же, как только ваше Я перестанет быть главным аргументом и агрегатором Вашего опыта, в том своём природном проявлении о котором я говорил выше.
Все произойдёт словно врыв, словно озарение яркой вспышкой света, после которой вы сможете понять смысл освобождения, пробуждения и прояснения в их величайшем состоянии сопричастности к истине, которая находится вне слов и вне контекста, контекстов. Истина не может выражена словами, истина это подлинная сущность вещей, которую невозможно выразить словами. Мы можем лишь сказать о вещи все, но никогда всего, т.к. просто не хватит слов, поэтому её стоит лишь понимать и конечно же просто молчать, соприкоснувшись с ней. Истина отнимает у нас мир, таким, каким мы его привыкли представлять, но для свободы Я, именно это и нужно!
Но как же возможна такая свобода от Я столь близкая к сопричастности к истине? Кто внутри нашей психики, сознания, мышления, разума, ума и т.п., станет такой высшей инстанцией? Как это может быть не Я, если самоощущение чувственно присутствует в нас всегда, и есть кто-то, кто всё это наблюдает?
Ответ в следующем: Да, мы не можем навсегда избавиться от самоощущения себя, мы всегда будем возвращаться в себя, после любой практики где, было внутреннее молчание без диалога и называния объектов, или может быть мы растворились в тотальном ощущении окружающей реальности, экстазе, любви, бескорыстной доброте и т.п., неважно, но мы непременно после этих переживаний возвращаемся в своё Я. А возвратившись, мы вновь пребываем в нём, постоянно сравнивая, отождествляясь, ассоциируя, разделяя, классифицируя, абстрагируя и т.д., посредством такой простой казалось бы вещи как наша речь.
Вспомните как легко речью учитываются исключительно интересы только нашего Я, которое, строит, любовь и доброту исходя из определённых условий, важных для Я и выраженных словами. Так сильно увеличивающих степень нашего эгоизма, ведь в словах все может быть весьма тонко завуалированно и перекрашено в благородные намерения, отрицающие любое присутствие всяких эгоистических мотивов. Но вспомните как даже оплакивая смерть близкого и любимого человека, мы не забываем подумать о том, как же мы будем жить без него...
Вот и подошли мы к важной мысли о том, что все происходящее в понятийном мышлении, реализуется средствами языка/речи, имеющими в своей природе нечто, что отрывает речь от реальности. Язык и наша сила и наша беда, он фрагментирует реальность, обобщает её, он останавливает реальность, он создаёт отождествление и причинно-следственные связи, которые на самом деле ничтожны, уравнивает не уравниваемое и отправляет наше мышление в мыслимые, но не существующие миры, которые лишь опосредованно напоминают реальность.
Когда-то язык спасал нас, но пришло время когда он стал приносить нам неразрешимые проблемы. Любая информация превращается в слова также автоматические, как пища преобразуется в клетки тела - мы не осознаем процесс словообразования.
Именно несознаваемое языковое мышление, оперирующее понятиями создаёт концептуальные сущности, приписывая им те или иные качества, но кроме названия за ними нет никаких объектов в реальном мире. Но мы нуждаемся в принадлежности этих сущностей, в виде званий, статусов и т.п., а равно и физических вещей, земель, людей и т.п., создавая иллюзию обладания миром. Так мышление оказывается во власти знакового мира, игнорируя достоверность происходящего и законы реальности, погружая нас в мифы, конфликты, войны, где идея, оказывается важнее самой реальности.
Так вот, только приходя к пониманию того, как именно мы обустраиваем и обставляем лингвистически своё Я определёнными условиями, концепциями, убеждениями, основаниями мы сумеем понять ничтожность логических умозаключений, верований и убеждений, поддерживающих наши интересы, потребности и мотивы, создаваемые словами. Слово призванное обозначать предметы, для удобства мышления, стало целиком заменять реальный мир в нашем мышлении, и это понимание, пожалуй самое сложной для любого человека, потому что никто не может из опыта отличить кажущееся от реальности - нет у нас для этого объективных инструментов!
Только опосредовано, логически, через поколения наблюдений, мы оказались в состоянии понять главное - мы не видим предметы, мы видим лишь материал для построения его образа, который уже абстракция, не говоря уже о том, что слово обозначающее построенный образ, абстракция ещё более высокого порядка, удаляющая наше сознание от достоверного видения и описания реальности. Реальность показывает нам лишь то, что мы оказались в состоянии увидеть и сказать об этом, опять же исходя из отношения к увиденного к нам самим. Но целиком увидеть реальность мы можем лишь бескорыстно воспринимая реальность и само её бытие
Я не знаю понятно ли это для того, чтобы пройдя всю цепочку размышлений и понимания, это словно взрыв вытолкнуло вас на другой уровень мышления, где за каждой мыслью есть понимание условности интересов нашего Я, их ничтожности в деле того, чтобы относить себя к той или иной категории в самоклассификации и социальном взаимодействии.
Одним словом, только ухватив смысл того, как и какими средствами создаётся привычно мыслимый нами мир, достаточно будет сделать всего один шаг в мышление без учёта оснований и интересов любого становления вашего Я, в мышление где возможно бескорыстное восприятие и принятие любой реальности, любой жизни в любом её проявлении. А главной ценностью жизни, будет сам факт её существования, без всякого страха прервать непрерывный поток того, что мы называем Я. И мы не пойдем к этому прерыванию намерено, т.к. жизнь и способность мыслить, оказываются пронизаны интересом и радостью жить, в любом проявлении и содержании жизни, т.к. содержание жизни, перестаёт иметь решающее значение в состоянии свободы от своего Я.
Мысль о том, что можно просто быть и просто жить, находясь в той или иной социальной позиции, без одержимости и влипания в неё, действовать в этой позиции с невероятной силой и энергией, не боясь ничего и никого, т.к. ваше Я ничем и никем по сути не обладает, кроме как по принципу формальной принадлежности, а следовательно никто не сможет у вас ничего забрать, т.к. вам по-настоящему ничего и не принадлежало, а тем более нет шансов забрать у вас способность мыслить так, как вы сами захотите. Ваше Я, не будет нуждаться ни в какой социальной роли или позиции, а это значит, что и потерять какую-то социальную маску и самоопределение себя, оказывается просто невозможным. Но, есть одно но, и оно очень важное - стоит войти в это безудержное состояние свободы и ясности мышления однажды, вы останетесь там навсегда, вы никогда не сможете стать обычным человеком, но впрочем выбор за вами!
И как я и сказал выше, чтобы пришло такое состояние нужно знать, на что нужно смотреть, что слышать и что ощущать в окружающем вас мире, чтобы разверзнуть тьму Сна и снять чары Великой игры человечества под названием Социум. Вот тогда, вся лингвистическая среда обитания вашего сознания, наконец окажется для вас проявленной во всем своём безумии и непоследовательности, настолько что понимание этой Великой игры, которая серьёзна по своим последствиям для игроков, и по этой причине воспринимается совсем не как игра, будет вызывать в вас океан интересных эмоций, но никак не скованность и страх от мысли, недоступной среднему человеку о том, что Игра серьёзна, а значит это вовсе не игра. Но как ни крути, это главная парадигма социального взаимодействия, которая стоит на долге и необходимости, а мы и не собираемся из неё выходить, мы будем жить в ней, но без привязанности ко всему известному.
Ведь мы будем исходить из понимания того, что человечеству нужно продолжать жить, поэтому в большинстве своём никто не должен знать, что весь Социум - это игра, пока не произойдёт серьёзного переворота в мышлении. А пока только избранные сумеют постигнуть эту тайну, и постигнув её, они навсегда избавятся от страха смерти, привязанности, одержимости, ненависти, и т.п., а всё, что они будут делать в условиях пугающей действительности человеческой реальности, они будут делать без надрыва, без вовлеченности и одержимости, и исходить из понимания, что Игра не серьёзна! А ставка жизнь в этой Игре, заботит только озабоченное собой Я, но никак видящего и по-настоящему свободного человека. постигшего всю суть раздельности миров на мир реальный и мыслимый, суть которого - знаковая и лингвистическое условность, в силу того, что сам язык, по своей сути не что иное как условность, и ничего более!